Руководство WEST SYSTEM
- Опубликовано 28.12.2013 20:27
- Просмотров: 20185
Руководство WEST SYSTEM
В руководстве West System описаны основы техники оклейки корпуса стеклотканью с целью получения прозрачного покрытия и сохранения натурального вида древесины. Данная статья подробно описывает методику оклейки корпуса с реечной обшивкой и получения безупречного внешнего вида. Тед Мур является автором книг "Canoe Craft" и "Kayak Craft", а также совладельцем фирмы Bear Mountain Boats.
Основной секрет натуральной отделки заключается в толщине каждого из слоев эпоксидного покрытия. Наращивание смолы и ткани поверх древесины можно сравнить с изготовлением зеркала. Подготовленная поверхность древесины выступает здесь как отражающий слой, а стеклоткань со смолой - как лист стекла. Чтобы деревянная обшивка выглядела натурально, это стекло должно быть чистым, ровным и постоянной толщины. Ошибочно полагать, что можно нанести эпоксидную смолу кое-как и затем сошлифовать ее до равномерной толщины. Кроме того, когда смола наносится толстым слоем, в ней остаются воздущные включения, которые смотрятся как белесые пятна или полосы. Если это случилось в самом первом слое, есть все шансы полагать, что они находятся либо в самой стеклоткани, либо под ней. От них невозможно избавиться шлифованием, поскольку оно разрушит ткань и ослабит конструкцию. Постепенное равномерное наращивание покрытия имеет свою технологию для каждого слоя. У всех них своя функция и свои ограничения. Снаружи корпуса, где на первом месте стоят долговечность и внешний вид, используется три слоя эпоксидной смолы и один слой стеклоткани. Стеклоткань всегда укладывается вместе с первым слоем смолы , второй слой заполняет текстуру ткани и третий слой ложится поверх ткани, обеспечивая достаточный запас для шлифования без ущерба для ткани. Внутри корпуса можно обойтись и без третьего слоя. Вид у поверхности получится приличный, при этом она будет не такой скользкой. Помимо этого, внутри почти не потребуется шлифование, на которое иначе ушел бы целый день. Главная деталь тут заключается в тщательной работе шпателем при нанесении первого и второго слоев. Чтобы внешне это смотрелось хорошо, необходимо, чтобы направление текстуры ткани было одинаковым. Помните об этом, когда будете работать на наружной поверхности - тут можно потренироваться и понять, как этого добиться.
Инструменты и материалы
Хотя техника и аккуратность работы играют большую роль, не менее важное значение имеют правильные материалы и их наличие под рукой в нужный момент .
Покупка стеклоткани
Очень важно , чтобы пропитка стеклоткани соответствовала типу используемой смолы. После того как стеклянные нити сотканы в полотно, его подвергают термообработке с целью удаления парафинов и масел, а затем обрабатывают специальным раствором. Это вещество является связующим звеном между стеклянными волокнами и смолой. Обладая адгезией к волокну и смоле, оно обеспечивает их прочную связь. Существует много разных видов такой обработки, но очень малое их число годится для применения в паре с эпоксидной смолой для наших с вами целей. Для верности при покупке стеклоткани необходимо задать вопрос о ее совместимости с эпоксидными смолами.
Когда будете покупать ткань, требуйте, чтобы та была аккуратно скатана в рулон. Если ее уложат с перегибами, впоследствие вы не избавитесь от складок. При оклейке снаружи это может привести к тому , что их придется сошлифовывать, разрушая ткань и на эти места класть заплатки. При оклейке внутри с двумя слоями смолы такие складки останутся заметны .
Кисти
Нужна дешевая кисть из натуральной щетины размером 2,5-3 дюйма. Щетина должна быть короткой и не слишком жесткой. Хорошая кисть для лака в данной ситуации не очень подходит, т.к. берет слишком большое количество смолы. Это ведет к лишним расходам и ее труднее отмыть. Смола скапливается внутри кисти и отверждается до завершения работы. Из-за своей высокой вязкости эпоксидная смола не стекает с кисти так легко, как лак или краска.
Остерегайтесь самых дешевых кистей со светлой щетиной. Щетина из них лезет как из больной псины, а на поверхности светлого кедра разглядеть ее практически невозможно. Все кисти поначалу сколько-то теряют щетину, однако при ее темной окраске она будет заметней. Перед первым использованием кисти не пожалейте времени, чтобы вытрясти из нее слабую щетину.
За кистью нужен уход. Чем дольше она используется, тем лучше становится. По завершении работы или если вы почувствуете, что кисть стала жестче, с нее надо соскрести излишек смолы и вымыть в растворителе для лаков. В перерывах между нанесением слоев храните кисть в банке с растворителем, а после завершения вымойте ее водой с мылом или водным раствором для чистки кистей. В качестве растворителя подходит и ацетон, но у него слишком сильный запах и он очень быстро испаряется.
Валики
Их применение может быть не лишено смысла. Хотя при нанесении эпоксидной смолы на сухую ткань и могут возникнуть определенные трудности. Довольно сложно взять на валик необходимое для пропитки древесины и ткани количество смолы. При переходе смолы с валика на ткань в нее попадают воздушные включения и внедряются внутрь ткани. К тому же ткань имеет склонность прилипать к валику и отрываться от поверхности древесины позади него.
Для нанесения второго слоя валик бесполезен, т.к. текстура ткани очень грубая и вызывает обильное образование пузырьков.
Для третьего слоя валик может пригодится. После равномерного распределения им смолы по участку длиной в пределах метра возьмите сухую кисть и без всяких усилий поводите ее кончиком по всей поверхности - этим вы разрушите мелкие пузырьки. Если вы решили для нанесения третьего слоя воспользоваться валиком , нелишним будет нанести еще и четвертый слой, поскольку наносимый им слой имеет меньшую толщину , чем нанесенный кистью.
Дозировочные помпы для смолы и отвердителя
Неплохо иметь комплект помп , которые обеспечивают правильное соотношение смолы и отвердителя при каждом нажатии . Вест Систем к своим помпам прилагает приспособление для измерения объема и соотношения. Не забывайте про него. Если в дальнейшем вдруг возникнут какие-либо проблемы, у вас не будет сомнений в надежности помпы.
Шпатель
К этому кусочку пластмассы надо относиться как к прецизионному инструменту. Благодаря ему получается покрытие , которое смотрится как дюжина слоев лак . Следите, чтобы по его рабочей кромке не было выщербин и правьте ее наждачной бумагой с зерном 220.
Ветошь
Она должна быть хлопчатобумажной без ворса и красителей. Идеальный вариант - старые белые простыни . Крашеная ткань не годится , поскольку ее краситель может растворяться разбавителем для лаков и оставить следы на поверхности .
Емкость для излишков смолы.
Одна из проблем, связанных с применением шпателя, состоит в вопросе утилизации излишков смолы, снимаемых при его помощи с корпуса. Если после очередного движения шпателем с него не удалить смолу , она перенесется на начало следующего. При этом образуя полосу там, где ее быть не должно. Лучшим вариантом такой емкости будет картонная коробка из под сока.
Прорежьте щель в 2 см от края пакета, чтобы можно было сквозь нее протащить шпатель. Обе стороны шпателя при этом станут идеально чистыми, а смола стечет вниз. Имеет значение длина прорези: при слишком длинной края пакета раздвинутся шире и эффекта очистки не получится.
Следующая проблема связана с тем , что делать со смолой внутри пакета. По мере ее накопления она начинает довольно интенсивно разогреваться. В какой-то момент она достигнет закипания и начнет вытекать через края. Таким образом можно получить ожог и к тому же выделяемые при этом газы токсичны.
Как только почувствуете, что содержимое пакета начинает греться, вылейте смолу в емкость для отходов , где на дне должно быть сантиметров десять воды. Вода поглотит тепло и предотвратит закипание. Можно взять двухлитровую бутыль от лимонада и, наполнив ее водой, наблюдать, как смола обращается там в причудливые фигуры.
Работа со смолой и стеклотканью.
Оптимальная температура для работы - около 20 градусов. Если в футболке вы чувствуете себя комфортно - значит, с температурой все в порядке. При температуре 25-30 время работоспособности смолы резко сокращается и придется следить за временем между нанесением смолы и удалением ее излишков шпателем.
Выберите такое время для начала оклейки , когда температура наиболее благоприятна для работы. Второе и третье покрытия менее критичны к температуре и контролируемы в менее идеальных условиях.
Соберите все материалы в одно место и наметьте время , во время которого вас ничто не будет отвлекать . Это одна неделимая операция и она требует к себе неотрывного внимания.
Протрите поверхность корпуса тряпкой , смоченной в растворителе , чтобы удалить пыль . Речь не идет о мытье корпуса - растворитель должен только слегка смочить ткань, чтобы удерживалась пыль.
Раскатайте ткань по корпусу с запасом по 150 мм с каждой стороны. Взявшись вдвоем за края ткани , зигзагообразными движениями вперед и назад, отцентруйте ткань . Удерживая ткань одной рукой натянутой по центру, другой рукой постарайтесь обтянуть края ткани в направлении бортов в пределах полутора метров навстречу вашему помощнику. После этой операции ткань ляжет идеально по обводам. С того места, где вы находитесь, можно "управлять" всем куском стеклоткани .
Этот же метод применяется и для устранения складок, образующихся во время оклейки. Попытка разглаживания ее рукой может привести к тому, что складка окажется неустранимой.
- Назад
- Вперёд >>